facebook youtube

Анархизм - это идейно-политическое течение, которое провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Статья касается проблем анархизма как идеологии. Делается акцент на рассмотрении учений главных теоретиков и практиков анархизма.

Anarhia2Понятие «анархизм» часто представляется общественностью в искажённом виде и ошибочно используется в значении «беспорядок» или «хаос». Также, анархизм не надо путать с нигилизмом (который отрицает само общество).

Анархизм является антигосударственной идеологией. Хронологически его можно разделить на индивидуалистический анархизм - представители: М. Штирнер и П. Прудон; коллективистский - М. А. Бакунин; коммунистический - П. А. Кропоткин.

Имя М. А. Бакунина как деятеля общеевропейского масштаба, начало греметь в 40-х годах XIX в., когда он принял активное участие в западноевропейском революционном движении. Суды Саксонии и Австрии дважды приговаривали Бакунина к смертной казни. В 1851 г. он был выдан николаевскому правительству и полной чашей испил тяготы заключения в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, а затем ссылки. В заключении следственной комиссии А. Ф. Голицына указывалось, что Бакунин принадлежит к числу важных политических
преступников. Бакунинские идеи легли в основу одного из трёх основных направлений российского революционного народничества 70-х годов XIX в.

Узловой элемент бакунинского мировоззрения — концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его «разрушению» и установлению безгосударственного самоуправления. Определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал. В его глазах государство — зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое; общество и государство не тождественны, а государство не вечно, оно лишь временная общественная форма, которая должна полностью и коренным образом перестроиться, исчезнуть, раствориться, стать простой «канцелярией» общества.

Бакунин писал: «народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создаст свою жизнь».

Следовательно, анархизм признает необходимость наличия в обществе определенного авторитета.

Бакунин также известен как один из главных критиков марксизма. Он считал, что «между революционною диктатурою и государственностью вся разница состоит только во внешней обстановке. В сущности же они представляют обе одно и тоже управление большинства меньшинством во имя мнимой глупости первого и мнимого ума последнего».

Иное отношение к идеям Маркса имел другой российский идеолог анархизма Пётр Кропоткин. Он считал, что анархизм неизбежно ведет к коммунизму, а коммунизм — к анархизму, причем и тот и другой представляют собой не что иное, как выражение одного и того же стремления, преобладающего в современных обществах,— стремления к равенству.

Кропоткин – историк русской философии; он также и один из ее деятелей, созидателей, вписавший в нее философским творчеством свое имя. Кропоткин — автор первой народнической программы, он же — потомственный князь, да еще из самого древнего на Руси рода Рюриковичей. В своем учении он отразил опыт развития анархизма и пытался осмыслить новые исторические явления конца XIX — начала XX вв.

Как уже говорилось, для большинства людей анархизм ассоциируется с «беспорядком». Но что такое беспорядок? Кропоткин дает свой ответ: «беспорядок» — это всякое восстание против этого отвратительного порядка. Беспорядок — т. е. то, что называют беспорядком, — это эпохи, в течение которых целые поколения ведут неустанную борьбу и жертвуют собою, чтобы подготовить человечеству лучшее будущее, избавив его от рабства прошлого».

Anarhia3Для анархистов слова «беспорядок» и «хаос» не стоят в одном синонимическом ряду. Беспорядок есть разрушение существующего несправедливого порядка, что ведёт не к хаосу, а к появлению нового, справедливого общественного устройства.

Анархизм выступает за то, чтобы люди руководствовались моральными нормами и обычаями, а не законами. Ведь законы, действуя в интересах государства, ущемляют свободу личности. Законы у Кропоткина выступают источником общественных бед и являются попросту ненужными: «преступность поддерживается, с одной стороны — бездельем, а с другой — законом и властью: законами о личной собственности, законами о правительствах, законами о преступлениях и наказаниях, и властью, которая пишет эти законы и приводит их в исполнение.... Не надо нам законов, не надо судей! Свобода, Равенство и Круговая порука, проведенные в жизнь, — единственная верная помеха развитию противообщественных наклонностей». Таковы общественные идеалы Кропоткина.

Прудон, как идеал, выдвигал общественную ассоциации мелких собственников, которые должны иметь равную по размерам собственность. Выступал за «третью форму общества», синтез общности и собственности - то есть общество не коммунистическое, но и не капиталистическое. Именно это идеальное состояние Прудон и называл анархией. Он считал, что равенство условий возможно.

Общественный идеал Штирнера - «союз эгоистов», в котором каждый видит в другом лишь средство для достижения собственных целей. Штирнер писал: «Бог и человечество поставили свое дело не на чём ином, как на себе. Поставлю же и я мое дело только на себе, ибо я, так же как Бог... так как я — единственный». Исходя из личности, как центра мироздания, Штирнер совершенно логично доходит до отрицания понятия о долге, об обязанности и т. д.

Традиционно анархисты считаются крайними левыми и атеистами. Однако много из них не относят себя ни к правым, ни к левым, а отожествление всех анархистов с атеистами разбивается об доктрину христианского анархизма. Но, прежде всего, анархисты — не партия.

Анархизм отвергает всё политическое, соответственно анархисты не участвуют в политической борьбе. Ведь цель деятельности партии - прийти к власти. Анархисты выступают против власти как таковой.

Также не следует отождествлять анархизм и гражданское общество. Гражданское общество выступает за минимизацию роли государства, но не за его отмену. Гражданское общество может существовать только тогда, когда обеспечены соответствующие условия в виде государства, которое в XIX в. стали называть правовым государством. Антиетатистская традиция в истории гражданского общества является лишь эпизодом.

Подводя итог, можем предположить, что многие идеи анархизма никогда не потеряют своей актуальности, ведь ключевым понятием в анархизме есть «свобода». А ради достижения свободы вспыхивали народные восстания, войны и революции, творилась, и творится история. Поиск идеальной модели общества будет продолжаться...